Кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального образования (ППДНО)

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой ППДНО Александрова Л.Ю.

Кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального образования - выпускающая кафедра Педагогического института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г.Столетовых. Руководит кафедрой доцент, кандидат философских наук  Александрова Людмила Юрьевна.

 тел.: (4922)

Приём граждан по личным вопросам:

Сегодня на кафедре работают 23 преподавателя: профессора, доценты и старшие преподаватели, представляющие разные поколения методистов, педагогов, специалистов.

Кафедра осуществляет подготовку студентов по двум профилям "Начальное образование" и "Дошкольное образование".

В 2017-2018 учебном году кафедра продолжает подготовку учителей начальных классов по специальности 44.03.01 «Педагогическое образование" профиль "Начальное образование". Преподаватели кафедры осуществляют комплексную подготовку будущих учителей начальных классов по разным дисциплинам: педагогике (доц.В.М.Блинов, доц. Сухова Т.А.), психологии (доц.Евсюкова Н.И.), теории и практике дисциплин гуманитарного цикла (доц.М.С.Искренкова, доц.И.И.Молодец, доц.Н.В.Чернявская), естественнонаучного цикла (доц.С.В.Тихомирова, доц. Цветаева Н.В.) и частным методикам: обучения русскому языку и литературному чтению (доц.В.П.Канакина, доц..Г.Н.Манасова,  ст.пр.З.Л.Монасевич), преподавания математики (ст.пр.Т.В.Болотова), преподавания интегративного курса «Окружающий мир» (доц.Н.В. Цветаева), технологии и изобразительного искусства (ст.пр.И.А.Зотова), теории и методики музыкального воспитания (доц.Т.А.Сухова).

Имена многих преподавателей кафедры широко известны за пределами Владимирской области. Это кандидат педагогических наук, профессор В.П.Канакина, талантливый педагог, методист, автор учебников "Русский язык" для 1-4 классов УМК "Школа России" (издательство "Просвещение") автор более 200 научно-методических трудов, среди которых учебники и методические пособия для учителей, учащихся и студентов;  кандидат педагогических наук Т.А.Сухова, соавтор региональной программы по духовному воспитанию.

  • учебники В.П. Канакиной
  • к.п.н., доцент В.П. Канакина

 На кафедре работают такие замечательные методисты, как Т.В.Болотова, исследующая проблемы использования информационных технологий при обучении математике и использования тестовых заданий для проверки знаний обучающихся по данному предмету; И.А.Зотова, основными направлениями деятельности которой являются основы дизайнобразования в начальной школе, сотворчество педагога и ребенка на уроках технологии в школе первой ступени, развитие творческих способностей студентов, воспитание у них культуры труда,  И.А.Зотова успешно возглавляет такое ответственное направление в работе кафедры, как организация и проведение педагогической практики. Кандидат педагогических наук Г.Н.Манасова не только ведет лекционные, практические и лабораторные занятия по курсу «Методика обучения русскому языку и литературному чтению», но и является одним из организаторов конкурса педагогического мастерства «Студент года» на факультете, она оказывает методическую помощь конкурсантам, представляющим факультет на общеинститутском конкурсе. Основное направление научной работы Г.Н. Манасовой сегодня - организация внеурочной деятельности младших школьников. З.Л.Монасевич является методистом по русскому языку, основное направление ее работы - тьюторство в начальной школе. Изучение дисциплин блока «Естествознание» и «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» формирует у студентов бережное отношение к родному краю. Проведение экскурсий, формирование навыков исследовательского характера – основные направления работы доц.Цветаевой Н.В.

  • ст. преподаватель Болотова Т.В.
  • ст. преподаватель Зотова И.А.
  • к.п.н., доцент, проректор ВИПКРО по научно-методической работе Харчевникова Е.Л.
  • к.п.н., доцент Манасова Г.Н.
  • ст. преподаватель Монасевич З.Л.

Дисциплины педагогического блока (педагогика и методика обучения и воспитания по профилю "Начальное образование") преподаёт кандидат педагогических наук, доцент В.М.Блинов. В.М.Блинов является специалистом по истории педагогики, в конце 2009 года он возобновинил издание Историко-педагогического Альманаха ВЛАДИ – единственного в стране на сегодняшний день научно-образовательного журнала данной проблематики, является его главным редактором и издателем, журнал сотрудничает с ведущими исследователями отечественной историко-педагогической науки. Предусмотренную учебным планом дисциплину «Психология» ведет к.п.н. доцент Н.И.Евсюкова, имеющая большой опыт работы со студентами разных факультетов бывшего гуманитарного университета. Кроме аудиторных занятий, доц.Н.И.Евсюкова руководит написанием курсовых работ, является методистом по психологии у студентов-практикантов.

  • к.п.н., доцент Блинов В.М.
  • к.п.н., доцент, декан ФДиНО Белякова Н.В.

Теоретическую подготовку студентов к изучению методик частных дисциплин осуществляют специалисты в областях математики и филологии. Подготовку по дисциплинам математического цикла осуществляет доц.  доц. С.В.Тихомирова. Она так строит работу по совершенствованию учебного процесса и активизации деятельности студентов, чтобы знания математики в определенном объеме и с определенной глубиной, наличие исследовательских навыков стали основой профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов.

кандидат физико-математических наук, доцент Тихомирова С.В.

Обучение по дисциплинам филологической подготовки учителей начальных классов на кафедре осуществляют доц.М.С.Искренкова, доц.И.И.Молодец. Основные направления работы преподавателей: развития культуры речи студентов, в частности правил речевого этикета, традиций и новаторства в этой области; совершенствование лингвистической подготовки будущих учителей начальных классов и формирование их речевой культуры. Доцент кафедры Н.В.Чернявская преподает такие дисциплины, как «Теоретические основы литературной подготовки учителя начальных классов», «Теория литературы и практика читательской деятельности», «Детская литература с практикумом по выразительному чтению», «Отечественная литература» , которые не только формируют теоретическую базу для методики обучения литературному чтению, но и повышают общий культурный уровень будущих педагогов.

  • д.п.н., профессор Федосов В.А.
  • к.ф.н., доцент Искренкова М.С.
  • к.ф.н., доцент Молодец И.И.

Дошкольное отделение кафедры функционирует с 1986 г. За прошедшие тридцать лет дошкольном отделении подготовлено порядка двух тысяч высококвалифицированных специалистов для системы дошкольного образования. Наши выпускники успешно трудятся воспитателями, психологами, заместителями заведующих по учебной и воспитательной работе, заведующими в дошкольных образовательных учреждениях (и не только Владимирского региона); специалистами в учреждениях и органах образования разного уровня и статуса; преподавателями в институтах и университетах в разных городах нашей страны (и даже в Московской академии МЧС).

Дошкольное отделение пользуется стабильной популярностью среди абитуриентов. Конкурс здесь был всегда, доходя в отдельные годы до четырех человек на место.

Две трети студентов-заочников дошкольного отделения уже работают в системе дошкольного образования, повышая в университете свой профессиональный и образовательный уровень, поэтому учебный материал они пропускают через призму личного профессионального опыта. Свой опыт они осмысливают и обобщают в курсовых и дипломных работах, которые носят в основном практикоориентированный характер. Атмосфера научного поиска на кафедре часто имеет результатом публикации преподавателей в соавторстве со студентами и выпускниками дошкольного отделения (некоторые из которых успешно публикуются и самостоятельно, пытаясь, таким образом, обобщать личный опыт инновационной деятельности). Со своими наработками студенты часто выходят на региональный и федеральный уровни, участвуя в научно-практических конференциях, в различных конкурсах профессионального мастерства, нередко становясь их лауреатами, финалистами и даже победителями.

С 2017 учебного года на дошкольном отделении помимо ОПОП по профилю "Дошкольное образование» осуществляется подготовка по направлению 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки" профили "Дошкольное образование. Организация логопедической работы" (очная форма обучения). 

Востребованность специалистов высшей квалификации в системе дошкольного образования возрастает в условиях реализации приоритетных национальных проектов – «Демография» и «Образование», а также в контексте модернизации отечественного образования в целом.