КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра обеспечивает деятельность факультета дошкольного и начального образования по подготовке специалистов системы дошкольного образования. 

Дошкольное отделение при факультете дошкольного и начального образования ВлГУ существует с 1986 года. В 1994 году на базе отделения открыта кафедра дошкольного образования, в составе которой трудятся специалисты разного профиля.

За прошедшие 25 лет на заочном дошкольном отделении сложились настоящие творческие и научные направления. Одно из них – «История дошкольного образования» – возглавляет доцент, кандидат педагогических наук, член-корреспондент МАНПО Галина Юрьевна Максимова. Она заведовала кафедрой более 15 лет. Все это время она и ее коллеги, педагоги, аспиранты и студенты разрабатывали ряд комплексных научных тем, где предметом исследования выступали процессы исторического развития дошкольного образования.

Проблематика научных исследований кафедры существенно расширяется в рамках комплексной темы «Гуманитаризация профессиональной подготовки работников дошкольных образовательных учреждений в многоуровневой системе педагогического образования Владимирской области», реализуемой совместно с кафедрой педагогики и начального образования. По данной теме членами кафедры был опубликован ряд научных статей, а ее практическая реализация нашла отражение в методических разработках по ряду нормативных дисциплин и курсов по выбору.

    В настоящее время кафедрой дошкольного образования заведует кандидат педагогических наук, доцент Тепишкина Екатерина Юрьевна.

Сегодня научный коллектив кафедры насчитывает 12 преподавателей, реализующих в своей научно-исследовательской деятельности разработку широкого спектра направлений дошкольного образования:

 

 

1. к.п.н., доцент Аванесян Л.Р. - тема "Семейное консультирование";

2. к.п.н., доцент Калинковская С.Б. – темы «Организационно-педагогические условия совершенствования содержания образовательного процесса в вузе при заочной форме обучения», «Интерактивное обучение на заочном отделении вуза»;

3. к.п.н., доцент Коломиец Т.В. – темы «Педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста», «Новые подходы к оценке качества дошкольного образования», «Использование средств занимательной математики в развитии логического мышления старших дошкольников»;

4. заслуженный учитель РФ, доцент Любомирская Э.Г. – тема «Формирование образной речи у старших дошкольников»;

5. к.п.н., доцент Максимова Г.Ю. – тема «Становление отечественной системы дошкольного образования»;

6. к.п.н., доцент Морозова О.В. – темы «Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста», «Концепции первоначального воспитания ребенка в отечественной педагогике конца XIX – начала XX вв.»;

7. к.п.н., доцент Назарова М.В. - тема «Полоролевое воспитание детей, православная педагогика и православное  воспитание,  демографическая политика в России, сотрудничество семьи и ДОУ»;

8. к.п.н., старший преподаватель Патрушева З.В. - "Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ";

9. к.п.н., доцент Перекусихина Н.А. – темы «Совершенствование содержания высшего образования в рамках аксиологического подхода при заочной форме обучения», «Педагогические условия ноосферного воспитания в дошкольном возрасте»;

10. ст. преподаватель Скрыпникова Е.А. – тема «Движение как феномен дошкольного детства»;

11. к.п.н., доцент Тепишкина Е.Ю. - тема "Нормативно-правовые основы управления образовательным процессом в ДОУ";

12. к.п.н., доцент Фролов В.А. – тема «Актуальные коррекционно-педагогические проблемы в дошкольном образовании» и др.

Доцент Калинковская С.Б руководит работой межкафедральной научной лаборатории факультета ФДиНО «Совершенствование профессионально-художественной подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов».

Кафедрой ведутся систематические разработки в области научно-методического обеспечения образовательного процесса по всем дисциплинам учебного плана стандарта третьего поколения.

Кафедра дошкольного образования поддерживает широкие координационные связи с учреждениями образования Владимирского региона и России:

• ДОУ г. Владимира и региона;

• Департаментом образования Администрации Владимирской обл.;

• МПТУ (конференции, публикации, оппонирование диссертаций);

• Шуйский государственный педагогический университет (подготовка отзывов ведущего учреждения на кандидатские диссертации);

 Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова (конференции, публикации);

• Коломенский государственный педагогический институт (конференции, публикации);

• Глазовский государственный педагогический институт (конференции, публикации, отзывы на авторефераты диссертаций);

• Московский гуманитарный педагогический институт (конференции, публикации, отзывы на авторефераты диссертаций);

• Стенфордский университет (США) (конференции, публикации, переводы статей);

• ВИПКРО (конференции, публикации);

• ВЮИ (конференции, публикации);

• Владимирский педагогический колледж;

• Покровский педагогический колледж;

• Научный институт раннего развития детей «Прометей» (г. Хеннеф, Германия).

Сотрудничество с образовательными, учебно-методическими, научно-исследовательскими, а также др. организациями и учреждениями осуществляется по нескольким направлениям:

Сотрудничество по научным вопросам:

1. участие в работе научной секции по дошкольному образованию совместно с преподавателями Владимирского педколледжа, педагогами ДОУ, сотрудниками Департамента Образования, ВИПКРО (в рамках ежегодной научно-практическойконференции профессорско-преподавательского состава ВлГУ);

2. научное сотрудничество с лабораторией методологии историко-педагогических исследований НИИ ТИП РАО (доц. Максимова Г.Ю.);

3. сотрудничество с гуманитарным педагогическим институтом (г. Москва), с МПГУ: совместные публикации, участие в конференциях для студентов;

4. совместные публикации преподавателей и воспитателей ДОУ.

5. организация научной работы студентов в исследовательских группах:

* «История дошкольного образования» (научный руководитель – доц. Максимова Г.Ю.),

* «Обеспечение стартовых возможностей ребенка при переходе от дошкольного образования к обучению в школе» (научный руководитель – доц. Перекусихина Н.А.),

* «Технология разработки программно-методического обеспечения совместной деятельности дошкольного отделения факультета ДиНО ВлГУ и Владимирского педагогического колледжа» (научный руководитель – доц. Коломиец Т.В.).

Формами отчётности научно-исследовательской деятельности студентов являются: участие в учебных семинарах, подготовка и защита курсовых и выпускных квалификационных работ, участие в научных студенческих конференциях, участие в вузовских научных конференциях. Динамика научно-исследовательской деятельности студентов характеризуется активизацией участия студентов в расширяющейся и постоянно обновляемой тематике научно-исследовательской деятельности кафедры, изменением процедуры вовлечения студентов в поэлементное овладение научно-исследовательским поиском, в том числе и посредством чтения дисциплины регионального (вузовского) компонента «Методология и методика психолого-педагогического исследования» (доц. Перекусихина Н.А.).

Поскольку до 70% студентов дошкольного отделения работают в ДОУ г. Владимира и региона, практически все научно-исследовательские работы студентов носят практико-ориентированный характер. Результаты НИДС используются в практической работе ДОУ в ходе непрерывной педагогической практики посредством включения в содержание и методы проводимой учебно-воспитательной работы положений и выводов, сформулированных в результате собственной учебной научно-исследовательской деятельности.

Все сказанное позволяет сделать вывод о достаточно глубоких научных корнях и традициях дошкольного образования ВлГУ, о созданной основательной базе совместных психолого-педагогических исследований преподавателей и студентов, которые позволяют обеспечить высокий уровень и качество научно-исследовательской работы будущих и нынешних студентов.